В ХХI веке с приходом информационных технологий левые получили новые средства агитации. Среди них — интернет-радио. Вот уже больше года в сети вещает радио, которое не зависит ни от каких государственных или коммерческих структур. В эфире звучат передачи на социальные и политические темы. Участники проекта — в основном левые (коммунисты, анархисты, социалисты) или окололевые активисты. О радио, музыке и левой политике с участниками проекта интернет-радио «Свободный узел» поговорил корреспондент Рабкор.ру Дмитрий Райдер.
Как возник проект радио? Кто стоял у его истоков, был среди основателей?
Петр: Да это было давно и в некотором смысле случайно. В чате IRC на канале #lefts обсуждалась тема интернет-радио, и некий юзер AlexMLP говорил, что было бы неплохо интернет-радио сделать. Вот, собственно, я просто ради интереса и установил соответствующий софт и предложил попробовать повещать. У Алекса были подкасты марксистской рабочей партии, в которой он состоит, плюс он готовил первые несколько выпусков новостей.
Мы были уже давно и хорошо знакомы с Сергеем Акимовым, он в это дело включился и начал регулярно записывать новости и делать интервью. Потом подключился Анатолий Каплан, он делал онлайн эфиры в основном про новосибирскую музыку и поэзию. Ну и чуть позже к работе радио подключились Люба, Фауст и Лось.
Любовь: Петр или Сережа подкатывали ко мне еще в Новосибирске с просьбами сделать какую-нибудь передачу для их радио. И вот в Питере у меня появилось время, и как-то очень кстати написал Петр и предложил «сделать на радио что-нибудь». И, конечно, что я могла предложить? Встречи с питерскими активистами и просто интересными людьми. Первым я позвала Лося, а ему так понравилось со мной вести передачу, что он остался в ней насовсем.
Лось: Меня позвала Люба. Мне это было интересно по двум причинам: просто интересно и интересно как площадка для пропаганды. Вот я и согласился.
Потом появлялись новые люди? Как они приходили на радио?
Любовь: Ну как-как. Мы отбираем у них паспорта и заставляем делать плейлисты.
Петр: Вообще, людей было гораздо больше, но кто-то составил один плейлист и забил, кто-то зачитал пару новостей и забил и т.д. А так, стабильно участвуют только сидящие здесь персонажи плюс Фауст и Серега вкалывают.
Ребята, а насколько сложно создать интернет-радио? Что для этого нужно?
Любовь: Умного Петра и свободное время
Петр: Технически? Не особо. А вот содержательную часть — очень сложно. Нужны люди, которые умеют и хотят говорить в эфир на халяву, и желательно, чтобы они были окололевыми, а это редкость.
То есть вы можете сказать, что ваше радио является примером самоорганизации?
Любовь: Самое главное — самоорганизация!
Лось: Самоорганизацию сильно переоценивают. Чаще всего речь идет об организации, хоть какой-то. Это то, чего всегда не хватает. А приставка «само» — элемент анархистского дискурса, и означает она только то, что нас никто не заставляет делать радио. Но в данном случае это и так понятно, что никто не заставляет.
Сколько человек сейчас работает на радио?
Любовь: Ни одного!
Петр: Да, у нас никто не работает.
Любовь: Все занимаются этим исключительно для удовольствия.
Петр: Только участвует, делает что-нибудь.
Лось: С Юлей пять получается?
Любовь: Не. Ну чуть больше, я думаю.
На вашем радио есть передача «Замечательный понедельник», посвященная социальному и политическому активизму. По какому принципу вы выбираете тему для этой передачи? Разногласий при выборе темы не возникает?
Любовь: О, давайте я расскажу. В общем, я обычно спрашиваю: ну что, кого позовем? Лось отвечает: ну вот сейчас это дело актуально, а можно еще того и того позвать. Мы обмениваемся аргументами за и против и в основном приходим к единодушному мнению.
Каких политических взглядов придерживаются работники РСУ? Спорите ли вы друг с другом на политические темы?
Лось: Я марксист.
Любовь: Не-не, Лось, ты тру-марксист.
Лось: С работниками РСУ ни разу не спорил, но Люба посещала марксистские семинары ДСПА. Это я к тому, что у нас идет живое общение, и мы друг друга обогащаем. А о взглядах остальных РСУшников я ничего не знаю.
Любовь: По поводу политвзглядов. Мои взгляды можно в целом назвать левыми. Не хочу клеить ярлыки анархист-марксист-троцкист. Они ничего, как выяснилось, на самом деле не объясняют. Но вот побольше бы таких марксистов, как Лось. Хотя у нас далеко не идентичные взгляды.
Петр: Да, Лось правильные телеги на радио толкает.
Лось: А когда идет эфир у нас с Любой часто противоположные взгляды! Ведь сидим-то мы напротив друг друга. Тонкая изящная шутка.
Любовь: Молодец Лось, блеснул.
Вы все — левые активисты. Какие события, произошедшие за последний год в стране и мире, вы считаете важными?
Лось: Химкибатл. А в мире: выборы в Венесуэле, Викиликс и протесты в Европе. Выборы в Венесуэле, потому что они посрамили критиков Чавеса справа. Вот уж где есть демократия, так это в Венесуэле. Провалившаяся попытка переворота в Эквадоре — сюда же. Викиликс — это информационный прорыв в штатах и в мире, которым не смогут воспользоваться ни демократы, ни республиканцы, это прорыв для третьей силы. (И это не чайная партия.) Все это на фоне затянувшегося вывода войск из Ирака. Протесты в Европе, потому что показывают, что врут те, кто говорит, что Европа зажралась, показывают пример как позитивный — к чему нам нужно стремиться, так и негативный, так как показывает ограниченность таких протестов и европейской левой. Люди, готовые выступить против Саркози с оружием в руках, не пользуются поддержкой, а «демократические» левые проигрывают, потому что постоянно находятся в обороне.
Любовь: Химкибатл, охтабатл, х*й фсб, спирулина и 3Д-принтер!
Чем вы сейчас заняты в качестве политических активистов?
Любовь: Я делаю грандиозный проект. Но пока не буду рассказывать. Но думаю, он всех очень порадует в следующем году.
Лось: Гаражи, редакция бюллетеня, ЦВР, ФЗ-83, контакты с анархистскими инициативами, граффити. Гаражи — профсоюз гаражей «Рубеж», они борются против незаконного сноса своих гаражей. ЦВР — это Центр взаимопомощи рабочих, инициатива профсоюзов и союзных движений, координационный центр — там я и работаю. По ночам я делаю смешные граффити и прочий стрит-арт. Ну а самый мой любимый день — это понедельник. В этот день я приезжаю к Любе поесть, а за это мне приходится около часа выступать на радио.
Каковы, по вашему мнению, основные проблемы российских левых?
Лось: Отсутствие опоры в массах. Опора — это связи с людьми. Когда ты общаешься с ними, и они прислушиваются к твоим словам. Из этого общения ты получаешь информацию о ситуации. А с другой стороны, через эти связи идет пропаганда, формирование классового сознания. Так вот, таких связей нет. Левые до сих пор в гетто. И не потому, что нет некоего субъекта — партии или бренда — а потому, что узок круг общения. Для сравнения за два года работы «Союза за освобождение рабочего класса» они создали на обуховском заводе 20 кружков. В каждом по 5-10 человек, то есть 200 человек активистов. И тут же получилась обуховская оборона.
Любовь: Проблема не в левых. Проблема в том, что нет левых как таковых. Как только ты знакомишься с человеком с идеями влево, ты понимаешь, что все-таки у вас много различий. И все пытаются тянуть одеяло на себя. Невозможно найти активных людей, которые готовы заниматься чем-то постоянно и на основании просто общего дела. Очень редки и ценны такие люди. Многим из них важнее свои узкоспециализированные интересы в рамках трепа, чем какое-то одно общее дело. Еще очень мешает то, что на деле многие из них поступают очень не по-левому. Вот я недавно общалась с нацболами и анархистами по вопросу взяточничества. Так они все мне доказывали, что взятки давать можно. И так во всех мелочах. И это проблема не только левых, конечно, а всех людей в общем.
Ваше радио также транслирует музыку, в основном исполнителей левых взглядов. А сами вы какую музыку любите?
Лось: Легче ответить, какую музыку я не слушаю. Не слушаю я шансон, Bon Jovi и Rasmus.
Любовь: Я люблю построк, постпанк, экспериментальную электронику и вообще электронику и дабстеп. Круто, когда исполнитель бесплатно распространяет музыку в сети. Это — главный показатель его левых взглядов. А например, наша музыкальная программа «Вот уж дудки» (выходит по средам — прим.корр.) хоть и не с ярко-политическим уклоном, но так как мы оба (я и Фауст) придерживаемся довольно активной гражданской позиции, то часто поднимаем какие-то общественные темы в разговоре и музыке. Например недавно рассказывали про икону левацкую — Тома Морелло.
Лось: Майк Паттон — непревзойденный гений. Manson, Nirvana, Mr.Bungle, Soulfly.
Петр: А я последнее время слушаю только то, что на радио «Свободный узел» крутят.
Думаете ли вы о расширении формата, может, собственном ТВ-канале?
Петр: Однажды заработает tvnode.net. Будет нечто вроде grani.tv и Красного ТВ, но с более простым добавлением видео и разными каналами, где будет просто выкладываться тематическое видео.
Лось: Сейчас стоит вопрос о массовом создании видеороликов. Причем во всех инициативных группах одновременно. Текст уходит в прошлое. Дальше будет рулить видео.