28 января Председатель Государственного Совета М. Магомедов, Председатель Парламента М. Алиев и Председатель Правительства Х. Шихсаидов Дагестана встретились с представителями исламского духовенства Дагестана. На встрече были обсуждены вопросы противодействия деятельности религиозных экстремистских группировок. Все выступившие, главным врагом Дагестана называли ваххабитов и под этим же термином подразумевали религиозных экстремистов. За последние годы в Дагестане стало модным связывать любое громкое маломальское преступление и особенно террористические акты с ваххабизмом. Сейчас ислам Дагестана разделен на ваххабитский и традиционный, под которым подразумеваются суфийские братства: ал-кадирийа и, особенно, накшабандийа, их в Дагестане называют еще тарикатистами (от »тарика» — дорога, путь — метод мистического познания Истины).
ал-КАДАРИЙА-кадариты, прозвище, которым мусульманские авторы-сунниты, выступавшие против концепции свободы человеческой воли, обозначали мыслителей, поддерживавших тезис о том, что человек является творцом своих действий В устах их оппонентов прозвище »кадариты» имело негативный смысл в свете хадиса (предание) пророка Муххамада: «Ал-кадарийа-маги этой (мусульманской) общины». НАКШБАНДИЙА — суфийское братство, получившее это название в конце XIV в. по имени Бахаад-дина Накшбанда (1318-1389). Начиная с XV в. оно превратилось в самое распространенное духовное братство (после ал-кадирийа), функционировавшее на огромной территории от Каира и Боснии до Ганьсу и Суматры и от Поволжья и Северного Кавказа до юга Индии. Дало несколько мощных ветвей, ставших в своих регионах самостоятельными братствами. К этому братству относился и дагестанский мюридизм, исповедуемый дагестанскими имамами во время Кавказской войны 19 века. ал-ВАХХАБЙЙА-ваххабиты, сторонники религиозно-политического движения в суннитском исламе, возникшего в Аравии в середине XVIII в. на основе учения Мухаммада Абдал-Ваххаба. Мухаммад Абдал-Ваххаб тесть первого короля Саудовской Аравии Ас-Сауда. Стержнем его учения было представление о единобожии (таухид): Аллах единственный источник творения и только он достоин поклонения со стороны людей; однако, мусульмане отошли от этого принципа, поклоняясь святым, вводя различные новшества. По мнению ваххабитов, необходимо очищение ислама, возврат к его изначальным установлениям путем отказа от новшеств, культа святых и т.д. В общественно-политической сфере ваххабиты проповедовали социальную гармонию, братство и единство всех мусульман, выступали с призывами строгого соблюдения морально-этических принципов ислама, осуждая роскошь, стяжательство и т. д.; важное место отводилось идее о джихаде против многобожников и мусульман, «отступивших» от принципов раннего ислама. Для раннего ваххабизма характерны крайний фанатизм в вопросах веры и экстремизм в практике борьбы со своими политическими противниками. Проповедь Ибн Абд ал-Ваххаба встретила поддержку среди шейхов ряда аравийских племен, в том числе представителей рода Ал Сауд. С середины 40-х годов XVIII в. Ибн ‘Абд ал-Ваххаб включается в политическую борьбу на Аравийском полуострове, его учение вскоре становится знаменем борьбы Ал Сауд за объединение Аравии под их властью, а позднее- официальной идеологией первого государства Саудидов. К началу XIX в. ваххабизм завоевал прочные позиции на большей части Аравийского полуострова, а затем получил распространение в Индии, Индонезии, Восточной и Северной Африке. В настоящее время ваххабизм — основа официальной идеологии Саудовской Аравии, его последователи есть в арабских эмиратах Персидского залива, ряде азиатских и африканских стран. Что же проповедуют нынешние ваххабиты, хотя они сами себя так не называют, кроме вышеизложенного? Они говорят, между верующим и Аллахом не должно быть никаких посредников в виде духовенства, и даже пророк Муххамад будет свидетельствовать перед Аллахом только в судный день. Они ссылаются на то, что духовные управления появились в России по распоряжению императрицы Екатерины 11, а само духовенство чуждым исламу. По их мнению, мусульманский имам всего-навсего впередистоящий во время общей молитвы, а муфтий — »дающий фатву» — знаток шариата, дающий разъяснение его основным положениям и принимающий решения по спорным вопросам в форме особого заключения (фатвы) на принципах шариата и прецедентах. Они считают идолопоклонством моления на могилах святых, всякого рода поклонения святым. В Дагестане уже два года принят и действует закон о запрете ваххабизма, противоречащий нормам международного права и российского законодательства о свободе совести. Более того, дагестанский парламент выступил с законодательной инициативой в Федеральное Собрание РФ о принятии такого же закона на федеральном уровне. Но, почему-то дагестанских законодателей не смущает тот факт, что дагестанские паломники ежегодно тысячами совершающие хадж (паломничество) к святым местам ислама в Саудовской Аравии, страны, где практически все ваххабиты, нет ни войн, ни террористических актов и никто не призывает к войне. Паломники, наоборот, при возвращении домой рассказывают о благополучной и спокойной жизни граждан этой страны. Видимо, дело не в учении ваххабизма. Если даже ваххабит совершает противоправное действие, то его должны судить не за его учение, а за его преступления. На Северном Кавказе и, в частности в Дагестане, ваххабитам приписываются те же деяния, что и лицам »кавказской национальности» в России. Фактически здесь действует привычный или типичный для России лозунг »Бей ваххабитов, спасай Северный Кавказ». Кстати, накануне вторжения боевиков в Дагестан в 1999 году Председатель Госсовета РД Магомедов вместе со Степашиным побывав в Кадарскойской зоне Дагестана, которая считалась цитаделью ваххабизма Дагестана, похвалили жителей этой зоны, заодно получив от них подарки. А теперь г-н Магомедов называет их главным злом Дагестана. Напрашивается вывод, что для Магомедова борьба с ваххабизмом является элементом предвыборной борьбы. На днях был убит первый заместитель мэра Махачкалы Ахмед Алиев. Его убийство было также приписано ваххабитам. Мэр города Саид Амиров, выступая по дагестанскому телевидению, обещал тому, кто поможет в поимке убийц, пять млн. рублей. Выяснилось, что эта сумма будет выплачиваться за счет зарплат учителей.