Великий Устюг: вечный потоп?

«В Устюге льдом город стерло, берег срыло, дворов множество снесло и людей многих утопило», — таков итог наводнения 1517 года в Великом Усюге. Это было первое упоминание в Великоустюгской летописи о катастрофическом затоплении города, но далеко не последнее. В 1742 году «воды были так велики, что церковь Иоанна заливалась до Прокопьевского рундука», а в 1761 «в городе сделалось великое потопление…, льдом дома огромного строения и с немалой частью земли…опровергло и разнесло…вода доходила до стен дому архиерейского…, Дымково топило». Подобные упоминания встречаются в летописи и 1807 и в 1817 годах, всего за XVIII – XIX века Великий Устюг пережил восемь катастрофических наводнений. В XX веке город был атакован водной стихией 21 раз. Самым крупным потопом прошлого века стало наводнение 1998 года.
Еще в конце апреля 1998 года возникла реальная угроза развития паводка с подтоплением ряда районов области, в том числе города Великий Устюг и прилегающих к нему населенных пунктов. Точный сценарий развития чрезвычайной ситуации предсказать невозможно. Разрушительные силы природных явлений еще не изучены до конца, и поэтому мы каждый раз бываем не готовы в полной мере отразить натиск стихии (землетрясения, урагана, наводнения), как бы не готовились к ее возникновению. Так вышло и в том злополучном для устюжан 1998 году.
Вологодскими спасателями, военными и органами управления разных уровней были выполнены ряд мероприятий по предотвращению наводнения. Не смотря на это, 3 мая 1998 года около 7 утра начался резкий подъем уровня воды на реке Сухона, а в 12 часов дня произошла подвижка льда, и начался интенсивный ледоход. Спустя четыре часа в районе деревни Аристово образовался ледяной затор. К исходу 3 мая образовался еще один, но уже более мощный затор южнее деревни Бобровниково на реке Малая Северная Двина, в полночь уровень воды в реке Сухона составил 804 см, начался потоп. Тогда водой залило площадь более 12 тысяч гектар.
В зоне затопления оказался Великий Устюг и 24 населенных пункта с общей численностью населения 38960 человек. Всего от водной стихии пострадало 3 686 домов и зданий и около восьми тысяч человек. Паводком было смыто шесть автодорожных и восемь трособлочных подвесных мостов, размыто и разрушено большое количество межрайонных дорог. Из-за воздействия воды вышли из строя 18 электроподстанций, 4 насосных и одна газораспределительная станции. Повреждены линии электропередачи, упали опоры ЛЭП, повреждены линии и средства связи, телефонные кабеля. Прекратили работать пять школ, шесть детских садов, один детский дом и четыре производственные объекта. Уровень воды в Сухоне поднялся почти на 10 м. Общий ущерб от наводнения тогда оценили более чем в 300 миллионов рублей.
Наводнение прошло, его разрушительные последствия устранили, но есть опасность, что история повторится вновь. К такому неутешительному выводу пришли ученые в ходе научно-исследовательской работы по изучению ледотермических и русловых процессов в устьях рек Сухоны, Юга и Малой Северной Двины. На протяжении 3,5 лет по заказу правительства Вологодской области инженерно-консультационная компания ЗАО ПО «Совинтервод», географический факультет МГУ и вологодские специалисты изучали причины наводнений в районе Великого Устюга. Выяснилось, что наводнения регулярно повторяются через примерно равные промежутки времени. Крупные — в среднем 1 раз в 5-7 лет, катастрофическое затопление грозит городу каждые 50 лет. Один раз в 100 лет максимальное количество заторов совпадает с максимальным стоком воды и в устье рек Сухона, Юга и Малой Северной Двины и тогда случается глобальное наводнение. Уровень воды в такие годы поднимается более чем на 10 метров, что приводит к огромному экономическому и экологическому ущербу. Именно такой потоп устюжане пережили в 1998 году.

Причина наводнений в районе Великого Устюга – гидравлическое взаимодействие сливающихся рек и образующиеся вследствие русловых процессов ледяные заторы на верхних 20 километрах Малой Северной Двины. Причем, чем ближе «замки» ледяных плотин к узлу слияния Сухоны и Юга, тем больше вероятность затопления прибрежных территорий. Большая часть заторов образуется на перекатах Шабурный, Голодаевский, Аристовский, Бобровниковский и в самом узле. Основная причина их возникновения — естественное накопление отложений в русле Малой Северной Двины. Ежегодно в русло наносится около 3 миллионов тонн песка и гравия, что приводит к уменьшению уклонов поверхности воды, скорости течения и формированию широкого и мелководного русла. До начала 90-х годов каждый год на Сухоне проводилось эксплуатационное землечерпание, что снижало вероятность возникновения заторов, но из-за возникших финансовых трудностей от этой профилактической меры пришлось отказаться. Образованию наиболее опасных заторов в период ледохода также способствуют устройства зимних дорог через Малую Северную Двину. Кроме причин наводнения исследователи также занимались изучением всех возможных мер по предотвращению затопления Великоустюгского района, оценивали их экономическую целесообразность и экологическую безопасность.

Так, считают специалисты, было бы идеально произвести выравнивание русла Сухоны, но это требует огромных, экономически неоправданных финансовых затрат. К тому же капитальное выравнивание приведет к нарушению естественных водных биопроцессов и отрицательно скажется на флоре и фауне района. Способ, используемый в Китае при разливах Хуанхэ, когда избыток воды во время паводка объемом до 10 тысяч кубических метров собирается в замкнутое понижение местности, в нашем случае не подходит, поскольку характер побережья равнинный. Метод понижения уровня дна Сухоны и Малой Северной Двины будет достаточно эффективен только в случае его углубления не менее чем на 1 метр на протяжении около 20 километров. По предварительным расчетам получается, что необходимо удаление около 3 миллионов кубометров гравийно-галечных отложений из Сухоны и примерно такого же объема песчаных отложений из Малой Северной Двины. Это дорого, долго и небезопасно с экологической точки зрения, так как может привести к нарушению устойчивости береговых откосов и возникновению оползней. К тому же работы по вычерпыванию грунта придется проводить ежегодно, так как русло будет активно заноситься. Только река Юг приносит за год около полутора миллионов кубов отложений. Но есть и другие, более реальные и эффективные методы.

Например, возможно создание каскада плотин на реке Сухона. Тем более там раньше уже строилась плотина, но она была разрушена в годы войны из-за ошибок в проекте. На Енисее таким способом полностью устранили опасность затопления прибрежных населенных пунктов. Также хорош, по оценке специалистов, метод создания противопаводочной дамбы. Правда, в нашем случае таких дамб понадобилось бы две. Одна, чтобы уберечь Великий Устюг от затопления со стороны Сухоны, а другая – со стороны Малой Северной Двины. Это гарантировало бы защиту практически всего города. Как показывает международный опыт, такие постройки помимо безопасности придают специфический колорит местности.

Причины наводнений определены, все методы борьбы с ними, даже самые фантастические, найдены. Теперь экономистам и экологам области предстоит их тщательная экономическая и экологическая оценка, после чего будет выбран наиболее приемлемый способ из всех.

Добавить комментарий